Жилой небоскреб в Нью-Йорке – сверхвысотка под номером 100

Архитектура и проектирование

Прошло 85 лет после появления первого сверхвысокого небоскреба. Причины для строительства высоток остались все те же, но проектируются и строятся они теперь совсем не так, как раньше. 

Эта высокая стройная башня на Парк-авеню в Нью-Йорке — уже сотый по счету небоскреб, относящийся к категории сверхвысоких, то есть выше 300 метров. В ближайшие пять лет число сверхвысоких зданий в мире может удвоиться. Wikimedia Commons/Citizen 59

Восемьдесят пять лет и три километра отделяют первое сверхвысокое здание в мире — Крайслер-билдинг — от сотой по счету сверхвысотки, расположенной по адресу Парк-авеню, 432. Небоскребы выше 300 метров, по определению «Совета по высотным зданиям и городской среде», называются сверхвысокими, и таких в последнее время становится все больше. Этот жилой дом высотой 425,5 метра был построен в прошлом году в Нью-Йорке.

Сразу после завершения строительства небоскреба Крайслер-билдинг (и Эмпайр-стейт-билдинг год спустя) финансовое процветание 1920-х сменилось Великой депрессией. Лишь через несколько десятилетий появилась следующая сверхвысотка. Но за последние пять лет  число таких небоскребов в мире удвоилось, а в следующие пять лет может еще возрасти: 142 новые сверхвысокие башни находятся сейчас на стадии строительства.

«Небоскреб — вещь символичная,  — объясняет Джейсон Габель, представитель «Совета по высотным зданиям и городской среде». — Обычно это символ успеха и процветания, будь то американская корпорация 1930-х или современный китайский город, расширяющий мировую торговлю. Это знаковые вещи, и тем они похожи».

Вид на город из окна небоскреба / Фотография с сайта 432parkavenue.com

Хотя с начала прошлого века причины для строительства небоскребов остаются все теми же, строятся такие здания совершенно иначе. С появлением высокопрочного бетона, маятниковых гасителей колебаний и многофункциональной планировки появилась возможность возводить небоскребы в таких местах, которые раньше сочли бы для этого неподходящими. Вытягиваясь ввысь и становясь при этом все тоньше, небоскребы все более органично вплетаются в городскую среду.

«Раньше королевой строительства небоскребов была сталь,  — рассказывает Джейсон Габель, —  но за последние двадцать лет она уступила место бетону и комбинированным системам. Самым большим шагом вперед стало использование высокопрочного бетона. Это материал надежный, заливается быстро, дает минимальную усадку. При этом он относительно дешев в сравнении с другими материалами, которые обычно используются в высотных конструкциях».

Помимо бетона, усовершенствовались и системы опалубки — теперь их можно устанавливать на большой высоте с минимумом опор. Благодаря этим нововведениям, а также появлению самых разных изолированных строительных лесов, уже не нужно так много рабочих, лазающих по открытым балкам на головокружительной высоте.

Информационное моделирование здания (BIM) — еще одно технологическое новшество, без которого был бы невозможен нынешний бум высотного строительства. Проекты, для которых раньше нужно было предоставлять кучи технических чертежей, теперь выглядят как трехмерная цифровая модель, в которой учитываются все системы здания. Такая модель позволяет быстро обнаружить нестыковки между системами или элементами. Раньше их выявляли только в ходе строительства и затем переделывали — а это затраты времени и денег.

При информационном моделировании можно нарастить или оптимизировать разные системы здания в присутствии одновременно всех участников проекта. Это особенно важно при проектировании сверхвысоких зданий. Небоскреб Парк-авеню 432 проектировали Rafael Viñoly Architects совместно с SLCE Architects, LLP, за строительное проектирование отвечало бюро WSP Cantor Seinuk, теперь сменившее название на WSP Parsons Brinckerhoff; все эти фирмы — из Нью-Йорка. Само возведение небоскреба доверили американскому филиалу австралийской строительной компании Lend Lease. И здание получилось выдающимся во всех смыслах этого слова.

Сразу бросается в глаза, что оно очень узкое для небоскреба: соотношение высоты к ширине составляет 15:4. Такая пропорция появилась после того, как выяснили, как распределить ветровую нагрузку на небоскреб. Для этого между жилыми этажами с определенными интервалами предусмотрены открытые технические этажи, через которые почти беспрепятственно проходит ветер.

Ванная с видом на Нью-Йорк. Благодаря маятниковым гасителям жильцы верхних этажей не почувствуют качки / Фотография с сайта 432parkavenue.com

Если в офисных высотках за дневной суетой люди могут не заметить легкой качки, то в жилом небоскребе ощущение подвижности здания, особенно на верхних этажах,  может доставить определенные неудобства. Чтобы минимизировать раскачивание, внутри небоскреба были установлены маятниковые гасители — специальные устройства, предназначенные для гашения инерционных колебаний здания. Проще говоря, это своего рода грузила, уравновешивающие здание при раскачивании.

«Над их установкой пришлось поломать голову, — говорит Габель . — Но они значительно уменьшают раскачивание в непогоду. Например, в прошлом году в Нью-Йорке проходила конференция «Совета по высотным зданиям», и мы водили сюда делегатов на экскурсию. В тот день была настоящая буря, и люди видели, как огромные тяжелые маятниковые гасители медленно раскачиваются, а сами при этом качки не чувствовали вообще»,  — говорит Габель. Так что жильцы роскошных апартаментов в «432 Парк-авеню» будут спать спокойно.

Пока горожане привыкали к обычным сверхвысоким небоскребам, девелоперы обратились к мегавысоким — к зданиям, высота которых превышает 600 метров. В мире уже есть три мегавысоких небоскреба,  еще четыре пока строятся.

Текст: Кевин Уилкокс, по материалам издания Civil Engineering