В Японии создали складной мост в помощь спасателям
Инженеры тестируют легкий складной мост, который можно будет быстро развернуть в случае природной катастрофы.
Во время испытаний складной мост перекинули через небольшую речку, и по нему проехали несколько легковых автомобилей. (с) Hiroshima University
Инженеры из университета Хиросимы, вдохновившись японским оригами, изобрели новый складной мост, чтобы доставлять помощь пострадавшим в случае природных катаклизмов. Этот мост легко и быстро устанавливается, а возводить опоры не обязательно.
Руководитель исследовательской группы Итиро Арио, преподаватель факультета строительного проектирования, прекрасно знает, какая неразбериха творится обычно после сильных землетрясений, наводнений, цунами и оползней, когда основные инфраструктуры разрушены и жизнь людей зависит от оперативности спасателей. Япония пережила немало разрушительных землетрясений. В 1923 году произошло самое страшное по своим последствиям землетрясение в Канто (не случайно его назвали Великим). Тогда погибло 142 800 человек, а нанесенный ущерб по современным меркам оценивается в 14 миллиардов долларов. А от цунами 2011 года, которым сопровождалось землетрясение у острова Хонсю, страна не оправилась до сих пор.
Мобильный мост — такое название получила эта конструкция — напоминает положенный набок ножничный подъемник (гидравлический стол) с выдвигающимися алюминиевыми перекладинами. Его можно перекинуть с одной стороны реки или оврага на другой. В самом большом из протестированных мостов в перекладинах для уменьшения веса были оставлены большие круглые пустоты. Такой тип моста имеет преимущества: он компактный и быстро раскладывается, для этого нужно всего несколько специалистов.
Итиро Арио говорит, что обычные временные мосты, которыми пользуются японцы после природных катастроф, очень тяжелые, поскольку рассчитаны на проезд тяжелых грузовиков и переброску больших групп людей. Арио хотел создать мост полегче — для одной машины, которая быстро доставит нуждающимся срочный груз.
Мобильный мост конструировался по принципу оригами, где прочность конструкции достигается благодаря сложному узору складок бумаги. С помощью компьютерного моделирования Арио создал свой первый пешеходный мост, который успешно прошел испытания в 2009 году. Этот мост длиной 8 метров выдерживал вес всего лишь одного человека. После этого Арио решил создать мост, по которому можно было бы пустить автомобиль.
Одношарнирные складные мосты по типу ножниц давно известны и применяются в военном деле. Но они тяжелые, и для их доставки и установки нужна специальная техника. А ученые из университета Хиросимы создали мост, который доставляется на место с помощью обычного прицепа и устанавливается за 10 минут. Максимальная длина его 17 метров, максимальная нагрузка — 5 тонн, что соответствует весу легкового автомобиля. Сам такой мост весит около 13 тонн, его длина в сложенном виде 4 метра, а ширина 3 метра. Гидравлическая система позволяет раскладывать секции «ножниц» и настилы.
По словам изобретателя, основание для раздвижного моста придется выбирать на месте.
«Обычно по берегам рек можно найти какие-нибудь бетонные блоки, — говорит он. — Если площадка выдерживает вес грузовика — значит, подходит для раскладки моста».
Конструктор надеется, что этот мост не придется использовать после землетрясений или наводнений. «Но если вдруг такое случится, мы будем во всеоружии», — уверен он.
Текст: Кевин Уилкокс, по материалам издания Civil Engineering