Как Швеция неожиданно стала центром движения за тепличные дома

Архитектура и проектирование

Сегодня мы хотим рассказать вам об интересном направлении в загородном строительстве – naturhus или натурхаус. И покажем мы эту концепцию глазами журналиста Мэнди Кейран. 

Познакомьтесь со шведскими «пионерами», живущими в тепличных домах, которые переносят из 70-х годов в наши дни утопическое видение архитектора Бенгта Варна о существовании в гармонии с природой.

 

Сельская местность Швеции. Мы сидим в саду на заднем дворе дома Рои Бримэлм, и кажется, что сейчас ясное летнее утро. Мы загораем, наслаждаемся фикой — шведской традицией пить кофе с пирожными — и болтаем о ее планах насчет сада, пока шмели летают среди цветущих фруктовых деревьев. На самом же деле сейчас холодное и ветреное мартовское утро, от которого нас отделяет ни что иное, как четырехмиллиметровое стекло теплицы, которое окружает весь дом и сад Рои, создавая «пузырь» благоухания.

 

Роя Бримэлм и Йохан Холмстедт – одни из немногочисленной группы домовладельцев в Швеции, построивших такие тепличные дома. 

 

Истоки концепции, известной как «naturhus», восходят к шведскому архитектору Бенгту Уорну. Он полвека назад предложил модель биодинамической жизни, где жильцы и сам дом являются частью самоподдерживающейся экосистемы. Дом внутри теплицы создает климат, позволяющий почти круглый год выращивать фрукты и овощи, а сад питается переработанной водой и компостированными питательными веществами.

 

Чтобы проверить свою теорию, в 1976 году Уорн построил деревянное здание внутри оранжереи в Сальтшёбадене. Оно служило и его исследовательским центром, и семейным домом. Несмотря на то, что проект привлек небольшое внимание и оставался в тени в течение почти трех десятилетий, идея снова набрала обороты в 2000 году. 

 

Тогда инженер-ортопед Андерс Солварм случайно наткнулся на концепцию натурхауса. Он строил собственный бревенчатый дом на западе Швеции недалеко от Броланды и искал способ защитить его от ненастной погоды. Во время обеденного перерыва в библиотеке больницы, где он работал, он случайно наткнулся на книгу, написанную Уорном в 1990-х годах, и был заинтригован идеей жизни в гармонии с природой. «Я понял, что это было похоже на то, как будто ты переместил дом в Италию», — вспоминает он.

 

Андерс связался с Уорном, чтобы обсудить, как можно интегрировать эту концепцию с его первоначальными планами обычного бревенчатого дома. Под руководством архитектора Андерс 7 лет создавал свою собственную, более простую версию натурхауса. Он заключил свой дом в стандартную теплицу, используемую коммерческими фермами. Но она отличалась большими размерамт и усовершенствованной системой фильтрации воды. Он также создал плоскую удобную террасу вместо скатной крыши, которая обычно используется в Швеции для борьбы с сильным снегом.

 

«Я не мог позволить себе построить дом, подобный тому, что построил Бенгт», — говорит Андерс. «Я не был уверен в стоимости, так как почти никто не делал этого раньше. Поэтому нам нужно было максимально упростить идею, но при этом добиться тех же преимуществ».

 

Уорн умер в 2006 году, и в последующие годы Андерс стал одним из самых ярких его последователей. Помимо своей работы в больнице, он также работал в компаниях, играющих важную роль в будущем концепции натурхауса:

  • «Naturhusvillan» ставит перед собой задачу сделать такие дома более доступными, предлагая оптимальные архитектурные решения в своем каталоге;
  •  «Greenhouse Living» работает с более крупными коммерческими проектами (конференц-центры и кафе). 

 

Программа о доме Андерса на шведском телевидении вдохновила Рою и Йохана на то, чтобы отправиться в собственное натурхаус-путешествие. «Я не могла думать ни о каком другом доме», – вспоминает Роя. «Поэтому я позвонил Андерсу и спросил его, могу ли я посетить его, чтобы узнать, каково это – жить, как в оранжерее. Мы приехали холодным ноябрьским днём, но внутри это было похоже на рай – 20 градусов, солнечно, и все деревья были зеленые».

 

Затем Роя и Йохан потратили два года на проектирование своего дома с архитектором Фредриком Олсоном из «Tailor Made Architects» и в итоге самостоятельно построили дом из дерева и стекла, конечно, не без помощи Google и YouTube. Их грандиозное строительство даже было представлено на Grand Designs Sweden в прошлом году. В результате их дом стал чем-то вроде архитектурной достопримечательности. Они принимали посетителей даже из Канады, которые видели дом по телевизору и захотели построить такой же.

 

«Многие, кто узнает про концепцию нашего дома, мечтают построить такой же, — говорит Роя. «Они удивляются, когда заходят сюда, что здесь не так тепло или грязно, как в настоящей теплице». В то время как идея дома в теплице может вызывать мысли о плесени, грязи, насекомвх и бесконечных работах по саду, реальность многих владельцев тепличных домов иная. Автоматические кровельные панели обеспечивают вентиляцию, цветущие плоды наполняют воздухом мягким ароматом, грязь остается в саду, а стекло обеспечивает защиту от обычных садовых вредителей, сильного ветра и снега.

 

Благодаря «системе экоцикла», разработанной Андерсом, который улучшил оригинальную концепцию Уорна, сад даже сам себя орошает, используя бытовую воду и сточные воды. После фильтрации через ряд резервуаров, хранящихся в подвале и двух садовых грядках, где питательные вещества из сточных вод питают растения, вода становится достаточно чистой, чтобы ее можно было вернуть в природу, в данном случае в пруд рядом с домом. Самая большая трудность, по словам Рои, заключается в том, что летом приходится дольше принимать душ, чтобы через систему прокачивалось достаточное количество воды.

 

Когда Роя берет меня с собой на экскурсию по своему дому, одним из самых поразительных аспектов являются различные климатические условия, которые встречаются в этом месте. Как любит говорить Андерс: «У нас Италия снаружи дома, Греция на крыше, а в подвале – как север Швеции». Это означает, что независимо от температуры, всегда найдется приятное место для отдыха. А быстрорастущие виноградные лозы являются основным продуктом жизни дома-теплицы благодаря достаточной тени, которую они дают летом.

 

Названные выше дома далеко не единственные на шведском ландшафте с тех пор, как Уорн впервые предложил концепцию натурхауса. Французский инженер Чарльз Сасилотто в 2004 году всего в 30 минутах езды от Стокгольма завершил проект дома-теплицы, просто соорудив индивидуальную теплицу вокруг существующего летнего дома. Он тоже прочитал книгу Уорна и познакомился с ним в 2000 году, сразу же увлекшись самоподдерживающим образом жизни, который дает натурхаус (дом-теплица).

 

В 2010 году к Чарльзу переехала его подруга, Мари Гранмар. «Моей первой мыслью было «Вау», – говорит она. «Натурхаус креативный и вдохновляющий – и он не обязательно должен быть дорогим. Чарльз построил его вокруг существующего дома, так что самой дорогой частью была теплица, но такой дом экономит энергию и отопление, так что вы получаете деньги обратно».

 

Мари настолько увлеклась домами-теплицами, что даже написала книгу «Натурхаус», исследуя 8 различных натурхаусов в Швеции. Идея, кстати, распространилась не только в Швеции. Сегодня такие дома есть в Норвегии, Дании, Японии, Бельгии и даже на Гавайях.

 

Хотя может показаться нелогичным строить дом внутри теплицы в более умеренном климате, одним из наиболее важных аспектов концепции является то, что ее можно адаптировать к различным условиям. И, по словам Андерса, не всегда нужна теплица, чтобы создать натурхаус; так уж случилось, что климат Швеции требует этого.

 

«Идея натурхауса позволяет вам не только жить в саду», — говорит он. «Концепция состоит в том, чтобы жить в рамках экологического цикла. Для меня это было попыткой создать меньший отпечаток для природы с помощью моего образа жизни, но при этом не живя в пещере и наслаждаясь природой».

 

Внутри теплицы Рои невозможно игнорировать эту связь с природой — и не только по причине изобилия растений. Когда мы сидим и пьем кофе, звук открывающихся и закрывающихся автоматических стеклянных панелей крыши, регулирующих температуру, создает ощущение, что сам дом живет. «Ваш дом похож на вашего коллегу или друга», — соглашается Андерс. «Концепция кажется сложной, но она очень проста. Дом дает вам кров и пищу, а вы обеспечиваете его водой и питательными веществами. Вы взаимодействуете с природными потоками и чувствуете себя частью природы». 

 

В мире, где так много проблем, которые создают сами люди, идя против природы, такой подход можно назвать освежающим и оптимистичным.